ДОСТАВКА ГРУЗОВ ИЗ КИТАЯ И ЕВРОПЫ ПОД НАШ КОНТРАКТ!

  • посещение выставок
  • поиск производителей
  • анализ рынка по товару
  • международные перевозки
  • таможенное оформление

Сделайте ОНЛАЙН-ЗАКАЗ прямо сейчас!

Новости

16.10.2017
Внедрение электронных ветеринарных сертификатов в РФ отложено

Принято решение отложить внедрение электронных ветеринарных сертификатов. Об этом заявил журналистам министр экономического развития Максим Орешкин по итогам заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям

16.10.2017
Бахрейн заинтересован в импорте российских бронеавтомобилей "Тигр"

Бахрейн заинтересовался российскими бронеавтомобилями "Тигр", заявил РИА Новости в понедельник на выставке вооружений BIDEC-2017 заместитель директора департамента внешнеэкономической деятельности предприятия-производителя ООО "Военно-Промышленная компания" ("ВПК") Денис Трифонов

16.10.2017
Россия начала поставки автоматов Калашникова Филиппинам

Россия начинает выполнение договоренности о поставке Филиппинам автоматов Калашникова, сообщил РИА Новости в понедельник источник в сфере военно-технического сотрудничества

Все новости

Через тернии к Евразийскому союзу

Например, недавно был разработан новый Классификатор мест нахождения товаров, который обобщает для стран ТС информацию о местах, где находятся декларируемые товары и где они могут быть осмотрены либо досмотрены, и проект решения ЕЭК, предусматривающий его использование при заполнении ДТ. Его применение существенно упростит правила заполнения ДТ и автоматизированную обработку содержащейся в ней информации в местах нахождения товаров. Поскольку подобные изменения всегда требуют доработки программных средств, вводить в действие новые правила планируется с 1 апреля 2014 года.

Владимир Гошин также уточнил, что сейчас особое внимание уделяется урегулированию вопросов, связанных с применением методов определения таможенной стоимости. Так, в 2013 году были приняты решения ЭЭК, которыми установлены особенности применения методов определения таможенной стоимости при повреждении товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы, а также товаров, перемещенных через таможенную границу ТС с недекларированием.

Специалисты ожидают появления проекта решения, определяющего порядок внесения изменений и (или) дополнений в ДТ, он будет носить комплексный характер и установит единые для всех правила внесения изменений в ДТ как до, так и после выпуска товаров. В нем предполагается объединить два применяющихся сейчас документа, используемых для отражения внесенных изменений и (или) дополнений в ДТ, — корректировку собственно декларации и таможенной стоимости. В итоге, как уточнил представитель ЕЭК, вскоре будет применяться один документ — корректировка декларации на товары. Планируется, что этот документ станут использовать в 2014 году.

Говоря о практике применения нормативно-правовой базы ТС и перспективах ее развития, Владимир Гошин отметил, что, будучи в целом достаточно стабильной, она достаточно сложна в структурном плане. Как результат, это не способствует пониманию и применению норм таможенного законодательства ТС на практике. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, сейчас идет интенсивная работа по его дальнейшей кодификации. Отметим, что сегодня по вопросам таможенного регулирования в ТС существуют 33 отдельных международных соглашения. Из них 7 приняты в 2008 году и уже не применяются, сейчас стоит вопрос об их отмене. Остальные 25 соглашений, включая Таможенный кодекс таможенного союза (ТК ТС), предлагается инкорпорировать в единый международный договор, как это происходит по другим отраслям законодательства при подготовке проекта договора о Евразийском экономическом союзе (ЕЭС).

Министр уточнил, что после его создания само название ТК ТС перестанет соответствовать указанному договору. Он также считает, что пришла пора унифицировать практику использования отсылочных норм на национальное законодательство, которая достаточно широко применялась, особенно на первой стадии формирования Таможенного союза. Судя по всему, в ближайшее время ЕЭК вплотную займется совершенствованием таможенного законодательства ТС в части урегулирования пробелов, связанных с отсутствием у Комиссии компетенции на урегулирование отдельных технологических и технических вопросов.

Как известно, сейчас у ЕЭК нет полномочий определить форматы и структуры таможенной декларации, подаваемой в электронной форме; предварительной информации, подаваемой в таможенные органы в обязательном либо добровольном порядке; структуру и форматы электронных документов. При этом ЕЭК совместно с государствами — членами ТС уже подготовлены изменения в Соглашение от 21.05.2010 о представлении и обмене предварительной информацией о товарах, транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу ТС. Они предполагают наделение ЕЭК полномочиями по определению единых форматов и структур представления предварительной информации.

С мечтой о компетенции

Говоря о приоритетах в работе по совершенствованию правовой базы ТС, Владимир Гошин выделил урегулирование пробелов, существующих в связи с отсутствием решений ЕЭК, по вопросам, отнесенным к ее компетенции; упрощение порядка совершения таможенных операций, создание благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности хозяйствующими субъектами; закрепление либо уточнение в актах ЕЭК правовых норм, направленных на развитие информационных технологий, таких как электронное декларирование, предварительное информирование.

В повестке дня также значится максимальная унификация таможенных правил, особенно по вопросам таможенного декларирования, минимизация либо исключение национальных особенностей, установленных для одного или двух государств; приведение решений ЕЭК в соответствие с договорно-правовой базой ТС и ЕЭП, если в результате мониторинга в актах выявлены правовые коллизии; исключение из ее актов отсылок на национальное законодательство государств — членов ТС, которые могут восприниматься как делегирование ЕЭК своих полномочий по нормативно-правовому регулированию таможенных правоотношений государствам — членам ТС.

Сейчас завершается работа над проектом решения, в котором будет определен порядок применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости ввозимых товаров для тех случаев, когда на момент таможенного декларирования точная величина их таможенной стоимости не может быть определена, например в связи с лицензионными платежами. Также идет постоянное уточнение и расширение перечня категорий товаров, которые могут помещаться под специальную таможенную процедуру. Недавно его дополнили такими категориями товаров, как спортивное снаряжение и оборудование для проведения международных спортивных и тренировочных мероприятий радиоэлектронными средствами и (или) высокочастотными устройствами гражданского назначения.

В нем также появятся товары, ввозимые в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в том числе для оказания услуг по запуску космических аппаратов. Это позволит помещать данные товары под специальную таможенную процедуру без применения запретов и ограничений, что, в свою очередь, приведет к снижению издержек и упрощению проведения таможенных операций.

Среди прочего министр напомнил о принятом в сентябре 2013 года решении ЕЭК «О введении обязательного предварительного информирования (ПИ) о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом». Оно во многом аналогично ранее принятому документу о введении обязательного ПИ о товарах, ввозимых автомобильным транспортом, которое применяется с июня 2012 года. Уже известно, что решение по железнодорожному транспорту будет введено с 1 октября сего года. В оставшееся время железнодорожникам, участникам ВЭД и таможенным службам необходимо доработать информационные системы и провести все необходимые организационно-технические мероприятия, позволяющие применить нововведения в государствах — членах ТС без каких-либо проблем.

Для рациональной организации взаимодействия ЕЭК и центральных таможенных органов государств — членов ТС при принятии решений по классификации отдельных видов товаров планируется принять документ, устанавливающий новый порядок внесения, рассмотрения и согласования решений ЕЭК о классификации отдельных видов товаров. Эта функция очень важна для обеспечения единообразного толкования ТН ВЭД ТС во всех странах Союза. Как напомнил Владимир Гошин, ТК ТС предусмотрено, что после принятия указанного решения о классификации отдельных видов товаров все ранее принятые таможенными органами по этому вопросу решения подлежат отмене или изменению.

Учитывая, что Россия является членом Всемирной торговой организации (ВТО), которая разрабатывает соглашение по упрощению процедур торговли, ЕЭК подготовила по данному проекту свои предложения. Они изложены в рекомендации Коллегии ЕЭК от 03.09.2013 № 12 «О предложениях Евразийской экономической комиссии по проекту Соглашения Всемирной торговой организации по упрощению процедур торговли».

Где же ты, «одно окно»?

Во всем мире признано, что использование принципа «единого окна» существенно упрощает ведение внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Как известно, в сочетании с использованием единой информационной системы он предполагает межведомственное взаимодействие государственных органов и бизнеса. Однако в государствах — членах ТС уровень последнего различен, что отрицательно сказывается на работе местных таможенных органов.

«Единое окно» - это однократное представления участниками ВЭД документов в стандартизованном виде через единый пропускной канал для их последующего использования всеми заинтересованными контролирующими органами. В итоге сокращается собственно количество подаваемых документов, оптимизируется их выдача и проведение процедур контроля внешней торговли, а также внедряется межведомственный анализ и управление рисками.

Эксперты признают, что административная система, существующая в странах ТС в сфере международной торговли, сложна и не совсем прозрачна. Нередко функции ведомств и организаций дублируются, то же происходит с документами и процедурами. В этих условиях нередко основным движителем в деле развития межведомственного взаимодействия госорганов является участник ВЭД, поскольку кровно заинтересован в ускорении процесса получения необходимых решений или документов. Хотя работа по изменению такой ситуации ведется, она пока не принесла ощутимого эффекта ни бизнесу, ни госорганам.

Бизнесу государств — членов ТС приходится только мечтать о тех условиях работы, которые для их коллег в таких странах, как Сингапур или Швеция, давно стали обыденностью. Если там, где во внешнеэкономической деятельности применяется принцип «единого окна», при экспорте и импорте таможне подают от 3 до 5 документов, то в государствах — членах ТС в среднем их нужно иметь от 9 до 12.

Рассказывая «Экономической газете» об основных задачах по развитию на территории ТС «единого окна», Владимир Гошин уточнил, что сегодня основными задачами являются определение единых подходов в деле унификации официальных процедур и стандартизации образцов документов при ведении ВЭД; обеспечение законодательной основы для обмена электронными разрешительными документами и другими необходимыми сведениями между уполномоченными органами государств — членов ТС со взаимным признанием их юридической значимости; обеспечение взаимодействия национальных «единых окон» между собой.

Он убежден, что развитие «единого окна» позволит улучшить качество госуслуг и сократить расходы бюджета при их предоставлении; повысит уровень управления рисками и минимизирует случаи несоблюдения участниками ВЭД требований, установленных законодательством; не только упростит, но и повысит эффективность внутренних процедур в госорганах, регулирующих ВЭД. Внедрению данного принципа, считает министр, может поспособствовать внесение в ТК ТС изменений в части определения электронного декларирования как основной формы таможенного декларирования.

Упростить и усовершенствовать

Еще одним важным направлением работы ЕЭК Владимир Гошин назвал упрощение и совершенствование правил декларирования товаров. Как уже отмечалось, для этого регулярно обновляется Инструкция о порядке заполнения ДТ. Последние изменения в нее внесли в июне 2013 года. Тогда установили единые для стран ТС правила при заявлении сведений об иностранных лицах, если они являются отправителями, получателями, декларантами товаров при их вывозе и ввозе соответственно; уточнили порядок внесения сведений в графы, заполняемые должностными лицами, с учетом применения электронной формы декларирования; дали новую редакцию правил заявления статистической стоимости товаров. Их упростили и изложили с примерами, без особенностей заявления этой величины для одной или двух стран.

Скоро начнет действовать еще один пакет изменений в Инструкцию. Они связаны с применением нового классификатора, в котором присвоены коды всем используемым в государствах — членах ТС местам хранения товаров (склады временного хранения, зоны таможенного контроля, склады уполномоченных экономических операторов и т. д.). Они призваны упростить и ускорить автоматическую проверку ДТ.

Решениями ЕЭК также определен упрощенный порядок таможенного декларирования припасов. Как известно, согласно ТК ТС для этого в качестве таможенной декларации могут использоваться либо ДТ установленной формы, либо транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, если они содержат сведения, определенные решением ЕЭК. Перечень сведений, которые должны содержать перечисленные документы, утвердили в декабре 2012 года. При этом только в июне прошлого года удалось урегулировать вопрос установления сведений, подлежащих указанию в ДТ. Тогда же Инструкцию дополнили новым разделом, предусматривающим упрощенный порядок заполнения при таможенном декларировании припасов.

В июле прошлого года ЕЭК упростила порядок таможенного декларирования порожних автомобильных транспортных средств международной перевозки (ТСМП), зарегистрированных в государствах — членах ТС. Теперь при выезде и обратном въезде автоперевозчики декларируют их путем представления в таможенный орган свидетельства о госрегистрации ТСМП. Уже не нужно заполнять установленный бланк декларации на транспортное средство и представлять документы, подтверждающие указанные в свидетельстве сведения. Владимир Гошин уточнил, что планируется вскоре разрешить использовать свидетельство о регистрации транспортного средства при таможенном декларировании всех временно вывозимых и ввозимых ТСМП, зарегистрированных в государствах — членах ТС: как порожних, так и с товаром.

Одной из острых проблем, по мнению министра, является наличие большого количества различий в национальном законодательстве государств — членов ТС. Именно этим объясняется достаточно большое количество в ТК ТС отсылочных норм на национальное законодательство стран Союза. Ряд из них носит объективный характер. Пока их нельзя унифицировать по причинам, не связанным с таможенным регулированием.

Однако есть влияющие на таможенное регулирование в ТС отсылочные нормы, которые не унифицировали из-за недостатка времени переговорного процесса либо в связи с невозможностью выработки единого подхода к решению отдельных вопросов. На момент создания ТС это было разумным компромиссом, позволившим начать работу ТС в установленный срок. Свою роль в этом вопросе, пояснил министр, также сыграл «принцип резидентства», который закрепили в переходных положениях ТК ТС.

Сегодня наличие в ТК ТС отсылочных норм уже воспринимается как препятствие к осуществлению свободы движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, которую нужно обеспечить при создании Евразийского экономического союза.

При этом Владимир Гошин уточнил, что ТК ТС содержит 339 бланкетных норм, из которых 211 относятся к таможенному законодательству государств — членов ТС, а 128 связаны с другими отраслями законодательства. Анализ показал, что 60%, или 211 отсылочных норм, относится к таможенному законодательству, а остальные — к налоговой, валютной, административной, гражданской и другим сферам. Получается, что почти 40% отсылочных норм выходит за пределы компетенции таможенных органов. Так, на налоговое законодательство имеется 8 отсылок (исчисление налогов, изменение сроков их уплаты); на валютное — 23 (курс валют, паспорт сделки); административное — 26 (наличие либо отсутствие фактов привлечения к административной ответственности). Еще 71 (порядок регистрации юридических лиц и другие) норма относится к гражданскому и другим отраслям законодательства. По мнению министра, так как таможня работает на стыке других отраслей законодательства, бланкетные нормы в ТК ТС, видимо, останутся. Сокращать будут число отсылок, реализованных государствами — членами ТС в своих национальных таможенных актах.

Трехлетняя работа в условиях единого таможенного законодательства наглядно показала, что наличие национальных особенностей в таможенном законодательстве может снижать эффективность таможенного контроля, являться барьером при осуществлении ВЭД. Дальнейшее развитие требует проведения дальнейшей унификации, что потребует поиска разумных компромиссов в рамках ТС между интересами государства и бизнеса.

Базовым принципом таможенного контроля в ТС Владимир Гошин считает его выборочность, которая достигается за счет применения системы управления рисками (СУР), обеспечивающей эффективное использование ограниченных ресурсов таможенных органов при сосредоточении на товарах и других объектах с повышенным риском нарушения законодательства. Как известно, ТК ТС предусмотрено, что стратегия и тактика применения СУР, включая проведение анализа и оценки рисков, разработку и реализацию мер по управлению рисками, определяется законодательством государств — членов ТС. ЕЭК наделена только полномочиями определять область рисков. Имеются в виду отдельные сгруппированные объекты анализа риска, в отношении которых требуется повышение эффективности таможенного администрирования. По ним таможенные органы обязаны разработать и применять меры по минимизации рисков.

Для обеспечения взаимодействия таможенных органов при проведении таможенного контроля было заключено Соглашение о взаимной административной помощи. В нем, в частности, предусмотрено, что центральные таможенные органы вправе осуществлять взаимный обмен информацией по применяемым мерам по минимизации рисков, а также иной информацией, способствующей повышению эффективности проведения таможенного контроля. Для унификации профилей и индикаторов риска в национальных СУР, которые являются конфиденциальной информацией и не подлежат разглашению другим лицам, при Объединенной коллегии таможенных служб государств — членов ТС создана рабочая группа по развитию СУР в таможенных органах государств — членов ТС. ЕЭК в этом процессе участия не принимает.

Субъект один – подходы разные

Кроме того, министр отметил, что в правоприменительной практике государств — членов ТС сформировался различный подход в уровнях требований, предъявляемых таможенными органами к участникам ВЭД при таможенном администрировании. Однако благодаря законодательному закреплению возможности организовывать и применять СУР на национальном уровне каждое государство может добиваться той эффективности таможенного контроля, которая необходима с учетом специфики своей страны, работы национальных таможенных органов. Решено, что начинать обсуждение вопросов унификации требований при проведении таможенного контроля следует с работы таможенных органов на границе, вынося их на профильный Консультативный комитет.

В поле зрения ЕЭК находится проблема применения на единой таможенной территории Конвенции о временном ввозе. Например, если товары для демонстрации на выставке ввезены в Беларусь с ее применением, гарантирующая ассоциация республики обязана гарантировать уплату таможенных платежей только на территории РБ. Если затем они будут выставляться в России или Казахстане, товары необходимо поместить под таможенную процедуру реэкспорта в Беларуси, вывезти с единой таможенной территории ТС, а затем, чтобы воспользоваться упрощенным порядком, предусмотренным Конвенцией, снова ввезти на единую таможенную территорию ТС через пункты пропуска России или Казахстана, в зависимости от того, где будет проходить следующая выставка.

Чтобы урегулировать этот вопрос, по предложению Беларуси ЕЭК инициировала работу над проектом Соглашения об особенностях совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых (перемещенных) через таможенную границу ТС с применением карнета АТА. Проблема также в том, что государства — члены ТС, являясь договаривающимися сторонами Конвенции о временном ввозе, присоединились к ней по отдельности и в различном объеме обязательств (к различным приложениям Конвенции).

Так, товары, указанные в приложениях к Конвенции, к которым присоединились не все страны ТС (товары, ввозимые для целей занятий спортом, туристические и рекламные материалы, животные), могут ввозиться на единую таможенную территорию ТС с применением упрощений, предусмотренных Конвенцией. Роль таможенной декларации в данном случае будет выполнять карнет АТА. Он допускает условное освобождение указанных товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов и их ввоз без применения мер нетарифного регулирования. При этом они помещаются под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) причем только через пункты пропуска и на территорию той страны, которая к этому приложению присоединилась. Обратный вывоз (реэкспорт) указанных товаров, который обязателен, осуществляется также через пункты пропуска этой страны.

Сравнивая нынешнюю ситуацию в ТС с той, в которой на момент его создания находился Евросоюза, министр отметил, что страны Европы в тот момент также имели различный объем обязательств, связанных с применением Конвенции о временном ввозе. Вместе с тем, чтобы обеспечить свободное перемещение товаров, предусмотренных Конвенцией о временном ввозе, по территории ЕС, было решено присоединить все страны ЕС к Конвенции в полном объеме. Владимир Гошин не исключает, что государствам — членам ТС также придется проделать эту работу. Им уже предложено оценить целесообразность принятия обязательств по максимальному количеству приложений к Конвенции.

Говоря о предстоящем в этом году введении обязательного предварительного информирования на железнодорожном транспорте, министр уточнил, что его введение позволит не только сократить время, необходимое для совершения таможенных операций по прибытии товаров, но и минимизировать случаи задержки вагонов. Введение же аналогичной технологии на воздушном транспорте пока лишь обсуждается. Ожидается, что она начнет применяться не ранее 2015 года.

В ЕЭК сейчас активно занимаются решением проблем, связанных с созданием условий для внедрения технологии автоматической регистрации таможенной декларации и автоматического выпуска товаров. Кроме того, к подписанию готовятся порядка 14 проектов международных договоров. Они затрагивают такие важные вопросы, как регулирование порядка перемещения через таможенную границу ТС товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи; порядка перемещения товаров по таможенной территории ТС через территорию иностранного государства; особенностей применения Конвенции МДП и Конвенции о временном ввозе на единой таможенной территории ТС и так далее. Также вносятся изменения и в соглашения, регламентирующие вопросы перемещения товаров физическими лицами для личного пользования; представления предварительной информации; функционирования свободных экономических зон и применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

 

Артем Белоусов

Таможенные новости

""